Подводя итоги года: четыре достижения российской космонавтики
Роскосмос не уступит SpaceX рынок коммерческих запусков космических аппаратов
Ушедший в историю 2020 год запомнился всем пандемией коронавируса, которая привела к многочисленным карантинным ограничениям, однако он не смог остановить развитие ракетно-космической отрасли России. В ней было достигнуто несколько важных результатов, давших ей импульс для дальнейшего роста.
SpaceХ нервно курит в сторонке
Содержание статьи:
Прежде всего стоит отметить 17 пусков космических ракет, последний из которых прошел 28 декабря. Число космических аппаратов, выведенных на различные орбиты, достигло почти 120 штук.
Рогозин перечислил глобальные цели России в космосе
Знаковым стал пуск 18 декабря с космодрома Восточный ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 36 спутниками корпорации OneWeb. Они предназначены для формирования орбитальной группировки, которая обеспечит пользователям на Земле высокоскоростной интернет с помощью мобильной спутниковой связи.
Полет «Союз-2.1б» наглядно показал, что Роскосмос вряд ли уступит американской компании SpaceХ с ее ракетой Falcon рынок коммерческих запусков космических аппаратов.
Самым же быстрым в 2020 году стал полет космического корабля «Союз МС-17» с российскими космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым и американским астронавтом Кэтлин Рубинс: он сумел долететь от Байконура до международной космической станции (МКС) всего за 3 часа 3 минуты.
Обычно для доставки космонавтов на МКС использовалась схема двухсуточного полета, в ходе которого пилотируемый корабль до стыковки с ней совершал 34 витка вокруг Земли в автономном режиме. «Союз МС-17» совершил всего лишь два витка, благодаря чему и был обеспечен рекорд скорости.
Перспективные разработки
14 декабря с космодрома Плесецк в рамках летно-конструкторских испытаний взлетела ракета тяжелого класса «Ангара-А5». В расчетное время, через 12,5 минуты после старта, от нее отделился орбитальный блок, выведший на геостационарную орбиту в 36 километров макет космического аппарата весом около 2,5 тонны.
«Ангара-А5» была разработана ГКНПЦ имени Хруничева, он же является ее производителем. Она предназначена для отправки в космос грузов массой до 24,5 тонны. В топливе для «Ангары-А5» не используются токсичные и агрессивные компоненты, позволяя тем самым повысить экологическую безопасность не только территорий, прилегающих к космодромам, но и мест падения отработанных ступеней.
В Роскосмосе объяснили, могут ли спутники разглядеть номер машины
Ударно в 2020 году инженеры Роскосмоса трудились над созданием перспективной двухступенчатой ракеты среднего класса «Союз-5» (еще известной как «Иртыш»). Ее планируется применять для запусков как с Байконура, так и с плавучего космодрома «Морской старт».
Ими были проведены экспериментальные работы в рамках создания четырехкамерного двигателя РД-0124МС для второй ступени носителя. Также они успешно провели два огневых испытания первой энергетической установки с укороченным соплом – двигателя РД-171МВ, подтвердившие устойчивость работы камеры сгорания при пониженном давлении.
По своей мощности РД-171МВ сопоставим с крупной электростанцией, поэтому он получил прозвище «царь-двигатель». Примечательно, что конструкторская документация на него представлена электронными 3D-моделями, а не традиционными чертежами на бумаге. На их основе составляются программы для современных многокоординатных станков, обеспечивающих изготовление деталей двигателя с большой точностью и за сравнительно короткие сроки с одновременным сокращением затрат.
Фото: Минобороны РФ